Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий и стихийных бедствий

____________________________________________________

 

Академия гражданской защиты

 

 

 

Кафедра экономики, финансов и права

 

Гасанов А.З., Рыжов И.В., Чеботарев С.С.

 

 

 

Экономические последствия

чрезвычайных ситуаций

и методические подходы

к оценке социально -экономического ущерба

 

Учебное пособие

 

 

Утверждено начальником академии

в качестве учебного пособия

для слушателей и курсантов

Академии гражданской защиты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новогорск – 1999

ББК 65

 

Коллектив авторов:

Гасанов А.З., кандидат экономических наук, капитан 1 ранга, начальник кафедры экономики, финансов и права;

Рыжов И.В., кандидат экономических наук, майор, доцент кафедры экономики, финансов и права;

Чеботарев С.С., кандидат экономических наук, кандидат экономических наук, доцент, подполковник, начальник кафедры тылового и технического обеспечения.

 

Рецензент:

В.С.Федорук, кандидат военных наук, подполковник, начальник кафедры аварийно-спасательных работ.

 

Гасанов А.З., Рыжов И.В., Чеботарев С.С.

Экономические последствия чрезвычайных ситуаций и методические подходы к оценке социально-экономического ущерба (учебное пособие). – Новогорск. – РИО АГЗ МЧС России, 1999. 59 с., 1 табл., 8 рис., 19 библ.

 

В учебном пособии рассмотрены методические подходы к экономическому анализу последствий чрезвычайных ситуаций, организации экономического обеспечения мероприятий РСЧС, основы статистической оценки опасности и экономического ущерба от ЧС техногенного и природного характера, а также приводится конкретная методика расчета экономического ущерба основным производственным фондам предприятия от волны прорыва при разрушении гидроузла.

Настоящее учебное пособие разработано в помощь слушателям и курсантам Академии гражданской защиты, изучающим экономические дисциплины, а также может быть использовано учебно-методическими центрами и в системе профессиональной подготовки офицеров органов управления по делам ГО и ЧС.

 

Компьютерный набор выполнил Гасанов А.З.

 

© Гасанов А.З., 1999

© Рыжов И.В., 1999

© Чеботарев С.С., 1999

© АГЗ МЧС России, 1999

 


Литература

 

I. Законодательные и нормативно-правовые акты, нормативные документы

1.     Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. 11 ноября 1994 г.

2.     Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”. 21 июня 1997 г.

3.     Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года № 1113 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”. Макеев В., Михайлов А., Стражиц Д. Классификация чрезвычайных ситуаций// Гражданская защита.–1996.–№ 1.–С. 86-89.

4.     Постановление Правительства от 13 мая 1997 года “О порядке выделения средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий”.

5.     Постановление Правительства России от 10 ноября 1996 года “О порядке создания и использования резервного фонда материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

6.     Инструкция об учете и отчетности за использованием финансовых средств на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Утверждена МЧС, Минфином и Минэкономики России 5 мая 1994 года.

7.     Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.– М.:ВНИИ ГОЧС, 1996.

8.     Сборник методик по прогнозированию возможных аварий и катастроф, стихийных бедствий в РСЧС.– М.: ВНИИ ГОЧС, 1994.

9.     Сборник нормативно-методических рекомендаций по определению и возмещению ущерба от стихийных бедствий в аграрно-промышленном комплексе России.– М.: ЦНТИПР Минсельхозпрода России, 1995.

 

II. Научная и учебная литература

10. Блехцин И.Я., Минеев В.А. Производительные силы СССР и окружающая среда: (проблемы и опыт исследования). – М.: Мысль, 1981.

11. Блехцин Л.А., Миленина Л.Я., Серов А.М. и др. Планирование и стимулирование рационального природопользования/. Киев: Наукова думка, 1982.

12. Брюс Дж. Решающий год Международной декады по уменьшению опасности стихийных бедствий// Остановить катастрофы.–1994.–№ 1(17).

13. Кофф Г.Л., Гусев А.А., Воробьев Ю.Л., Козьменко С.Н. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций.– М.: Издательско-полиграфический комплекс РЭФИА, 1997.

14. Социалистическое природопользование: Экономические и социальные аспекты/ Под ред. Н.Н.Некрасова, Е.В.Матвеева. – М.: Экономика; София: Партиздат, 1980.

15. Филатов Ю.А., Сумина И.В. Методика прогнозирования гидравлических последствий разрушения плотин водохранилищ.– М.: ВНИИ ГОЧС, 1996.

16. Халдеев В.П. Расчет ущерба, наносимого сельскому хозяйству выбросами в атмосферу химическим комбинатом//Растения и промышленная среда. – Киев: Наукова думка, 1971.

17. Шойгу С.К. Основы государственного регулирования мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности России.– М.: Издательско-полиграфический комплекс РЭФИА, 1997.

18. Giardini D. The geological input in the practice ofseismic hazard assessment: the Kobe lessons// Active faulting studies for seismic hazard assessment (Extended Abstracts)/ International school of Solid Earth geophysics. 1995/ Instituto Nazionale di Geofisica. Italy. P. 79.

19. Degg M.M. Natural disartes: recent and future prospects// Geography. 1992/ Vol. 77, № 3.

Введение

 

Развитие человечества сопровождалось расширением ареала обитания людей, развитием техники и технологии производства. Это способствовало повышению интенсивности взаимовлияния общества и природной среды его обитания.

Воздействие различных природных явлений на человека, общество и объекты материальной культуры, аварии в сфере производственной деятельности общества нередко влекут за собой человеческие жертвы. Они наносят ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, приводят к значительным материальным потерям и нарушению условий жизни населения.

Усложнение технологических процессов в производстве является одной из причин увеличения масштабов неблагоприятных последствий воздействия на общество природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

По данным страховых организаций экономический ущерб от стихийных бедствий за 60-е годы составил 40 миллиардов долларов США. В 80-х годах этот показатель вырос до 120 миллиардов. В первой половине 90-х годов ежегодный ущерб от стихийных бедствий более чем в 10 раз превысил уровень данного показателя за 60-е годы[1]. Можно предположить, что суммарный ущерб за 90-е годы приблизится к 400 миллиардам долларов США.

По оценке МЧС России уже сейчас ущерб только от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим[2]. Эта проблема приобретает глобальный характер.

Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.

 

 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В общем случае к экономическим последствиям чрезвычайных ситуаций относят (рис. 1):

сокращение основных производственных мощностей в результате их полного или частичного разрушения;

потери объектов социально-культурной сферы;

выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;

сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;

снижение уровня жизни населения;

косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;

расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и т.п.

К сожалению на сегодняшний день не сложился единый подход к содержательной стороне понятия “экономические последствия чрезвычайных ситуаций”. Как следствие – значительный разброс в оценках уровней экономического ущерба, выполняемых различными организациями. Например, по оценке перестраховочной компании “Munich Re” суммарный ущерб на 90-е годы прогнозируется в размере 280 миллиардов долларов[3]. В тоже время, данные о среднегодовом ущербе за начало 90-х годов выводят на сумму около 400 миллиардов долларов.

Отсутствие единой методологии оценки экономических последствий чрезвычайных ситуаций приводит к тому, что на практике при оценке экономического ущерба принимаются во внимание только прямые потери материальных ценностей. В результате государство, субъекты федерации муниципальные образования и объекты экономики, оказавшись подверженными тем или иным чрезвычайным ситуациям испытывают острый недостаток всех видов ресурсов для ликвидации самой чрезвычайной ситуации и восстановления нормального режима жизнедеятельности.

 

1.     Классификация экономического ущерба

 

С принятием Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 11 ноября 1994 года Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон определил чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Одной из трех целей настоящего закона является снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим научными кругами России начата разработка методологии и частных методик оценки экономического ущерба как важнейшего показателя экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. В целях установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций Правительством Российской Федерации в сентябре 1996 года было принято “Положение о классификации чрезвычайных ситуаций”.

К понятийному аппарату чрезвычайных ситуаций относятся термины: авария, катастрофа, опасное природное явление, стихийное бедствие и экологическое бедствие[4].В определениях этих терминов напрямую или опосредованно применяются экономические категории и термины.

Авария – чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Производственная или транспортная катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие – катастрофическое природное явления (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) – чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд.

Как видно из приведенных определений в них используются такие экономические термины как технические устройства и сооружения (это не что иное как элементы основных производственных фондов), материальный ущерб, экономика. Без них характеристика приведенных понятий была бы не полной.

Помимо этого, без применения экономических показателей практически невозможно идентифицировать чрезвычайные ситуации, сопоставить их между собой по масштабам последствий. В этих целях при классификации чрезвычайных ситуаций используется критерий наличия материального ущерба, экономическим показателем которого избрано количество минимальных размеров оплаты труда.

Следует учитывать, что экономическое наполнение имеют и другие критерии чрезвычайных ситуаций. Так, например, население в экономике рассматривается как трудовые ресурсы, привлекаемые для создания материальных и нематериальных благ, потребляемых обществом. Следовательно, мы вправе рассматривать гибель людей или ущерб их здоровью как безвозвратное или временное сокращение трудовых ресурсов, вследствие воздействия чрезвычайной ситуации, и оценивать стоимость потерянных трудовых ресурсов.

Эффективная деятельность по предупреждению и ликвидации техногенных чрезвычайных ситуаций невозможна без выявления подлинных причин их возникновения, в том числе экономических. Основными экономическими причинами чрезвычайных ситуаций в мире выступают:

высокая степень износа основных производственных фондов на предприятиях с опасными технологическими процессами (по различным оценкам их износ в России превышает 70 процентов);

значительное превышение уровня жизни городского населения над уровнем жизни сельского населения, что повсеместно вызывает миграцию последнего в города, где значительно выше уровень техногенной опасности;

активизация промышленно-производственной деятельности человека, что ведет к созданию все новых и новых предприятий с потенциально опасными технологиями;

недостаточность финансовых ресурсов для проведения фундаментальных исследований проблем обеспечения безопасности технологических процессов и утилизации потенциально опасных и вредных отходов производственной деятельности и т.д.

Использование экономических показателей и экономические причины чрезвычайных ситуаций, наряду с другими предпосылками, обусловливают необходимость оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Общепризнанным является необходимость применения основных понятий теории риска для рассмотрения проблем оценки экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

Применительно к рассматриваемой проблеме оценки экономического ущерба они могут быть определены следующим образом.

Риск – это величина, качественно характеризующая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации с определенным уровнем экономического ущерба, выраженная в процентах.

Опасность – это величина, дающая качественную характеристику возможного уровня экономического ущерба от чрезвычайной ситуации. Она может быть рассчитана на основе статистических данных для определенного объекта или территории за некоторый интервал времени (реальная опасность). При расчете на основе теоретических допущений (в случае редкости оцениваемого явления или отсутствии статистических данных при непродолжительном функционировании объекта в условиях риска, при планировании размещения объектов на неизученной территории и т.п.) опасность приобретает потенциальный характер. Может выражаться в процентах от стоимости объекта оценки или в стоимостной форме.

Экономический ущерб – это величина, характеризующая размер негативных экономических последствий от чрезвычайной ситуации, выраженная в процентах стоимости оцениваемого объекта или в денежных единицах. Категория ущерба является наименее разработанной в научном и практическом плане. Причина этого кроется в сложной структуре категории ущерба, вокруг которой ведутся дискуссии в научных кругах. До настоящего времени этот показатель не получил официального статуса, утвержденного правительством. Проблема усложняется еще и тем, что мы рассматриваем чрезвычайные ситуации с точки зрения их воздействия на общество, а не только на объекты материальной культуры. С этих позиций мы вправе рассматривать социально-экономических ущерб от чрезвычайных ситуаций, что в еще большей степени усложняет структуру данной категории.

Уязвимость – это величина, характеризующая размер экономического ущерба при определенном уровне воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Она зависит от подверженности структуры оцениваемого объекта воздействию той или иной формы протекания чрезвычайной ситуации.

Необходимость изучения рассмотренных величин как для органов государственной власти и управления, так и для предпринимателей очевидна. Они обеспечивают обоснованность принятия решений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оценку экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера затрудняет отсутствие единого подхода к содержанию данного показателя. Единственным законодательным актом в нашей стране, в котором дается понятие ущерба, является Гражданский кодекс Российской Федерации.

В гражданском праве под ущербом понимается уменьшение имущества, либо недополучение дохода, который мог быть получен при отсутствии правонарушения.

Естественно, что такое определение ущерба не отвечает потребностям оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций. Специфика его заключается в необычайно широком содержании, многообразии проявлений, в том, что он не может быть адекватно измерен с помощью показателей материального ущерба или иных существующих правовых конструкций.

Одно из первых определений экономического ущерба было дано применительно к загрязнению атмосферы В.П.Халдеевым[5]. Под ущербом народному хозяйству, причиняемым промышленными предприятиями, он предложил понимать дополнительные затраты, необходимые для ликвидации негативных социально-экономических последствий загрязнения воздушного бассейна, выраженное в стоимостной форме.

И.Я.Блехцин под ущербом в общем виде понимает фактические или возможные потери, возникающие в результате негативных изменений вследствие антропогенного воздействия[6].

Оригинальную трактовку экономического ущерба дают Л.А.Белашев, Л.Я.Миленина и др.

Под экономическим ущербом они понимают минимальную сумму затрат живого и овеществленного труда, необходимую для поддержания неизменными уровня производства и условий проживания населения, а при неизбежности их снижения или ухудшения – для развития производства продукции и услуг в объеме, обеспечивающим полное предупреждение возможных негативных последствий[7]

Макроэкономичекую трактовку эколого-экономического ущерба предложил В.В.Немченко. По его мнению, под эколого-экономическим ущербом следует понимать разность между совокупным общественным продуктом, который мог бы быть получен на основе рационального природопользования, и фактически полученным при существующем состоянии окружающей среды и уровне использования природных ресурсов[8].

В 1980 году сотрудники ЦЭМИ Федоренко Н.П., Гофман К.Г. и Гусев А.А. предложили трактовать экономический ущерб как дополнительные затраты, возникающие в народном хозяйстве и у населения, вследствие повышенного загрязнения окружающей среды сверх такого ее состояния, при котором не возникают негативные последствия от воздействия загрязнителей, при современном уровне знаний об отрицательных последствиях, выраженных в стоимостной форме[9].

Анализ приведенных формулировок понятия экономического ущерба позволяет сделать вывод об общности методологии и некоторых расхождениях в методиках оценки.

Суммируя сказанное, экономический ущерб от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций следует определить как совокупность непосредственных и отдаленных потерь общества в результате повреждения и разрушения материальных объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, культурных ценностей и убыли трудовых ресурсов, а так же недополучения прибыли вследствие непредвиденного изменения условий и целей хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее последствий, выраженных в стоимостной форме.

Исходя из данного определения, экономический ущерб дифференцируется на прямой ущерб, который целесообразно разделить на хозяйственный и демографический, косвенный ущерб, ущерб от упущенной выгоды и затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее последствий (рис. 2).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По сути, рассмотренное определение экономического ущерба и совокупность его видов приводят к выводу, что чрезвычайные ситуации приводят к образованию совокупного социально-экономического ущерба. Их последствия затрагивают все стороны и сферы жизнедеятельности общества.

Именно такой подход целесообразен с точки зрения обеспечения защиты населения и территорий от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

 

2.     Характеристика видов и элементов экономического ущерба

 

Рассмотрим более подробно основные виды экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Прямой ущерб целесообразно разделить на хозяйственный и демографический.

Прямой хозяйственный ущерб при анализе на уровне объекта экономики включает в себя следующие элементы:

разрушение зданий и сооружений производственного назначения, а так же передаточных устройств;

выход из строя транспортных средств;

выход из строя станков и оборудования;

потери запасов сырья и материалов;

потери готовой продукции на складах и в производстве;

снижение объема производства;

потери сельскохозяйственных, лесных и водных угодий;

разрушение административно-хозяйственных зданий;

разрушение зданий культурно-бытового назначения и других объектов социальной инфраструктуры предприятия.

При анализе прямого хозяйственного ущерба причиненного чрезвычайной ситуацией территории целесообразно выделять:

объекты материальной культуры, в т.ч. объекты производственного назначения, жилищный фонд, здания социально-культурной и бытовой сфер;

транспортная инфраструктура;

линии электропередач, газо- и нефтепроводы;

коммунальные сети;

сельскохозяйственные угодья;

лесные угодья и зеленые насаждения населенных пунктов;

водоемы хозяйственного и рекреационного назначения;

население как демографический элемент;

объем валового регионального продукта и т.п.

В свою очередь, каждый элемент необходимо разделить на группы. Например, здания производственного назначения, административные здания, здания социально-культурной сферы, а так же выделить в них деревянные, кирпичные и блочные строения. Подобная дифференциация элементов обусловлена их различной устойчивостью к разрушающему воздействию поражающих факторов одинаковой интенсивности.

Демографический ущерб формируется за счет уменьшения трудовых ресурсов вследствие гибели населения и миграционного оттока из зоны чрезвычайной ситуации, сокращения рабочей силы в связи с временной потерей трудоспособности.

Косвенный ущерб образуется в результате действия вторичных поражающих факторов чрезвычайной ситуации и по своей структуре может повторять совокупный экономический ущерб. В качестве элементов косвенного ущерба следует так же рассматривать:

экономические потери субъектов хозяйственной деятельности, находящихся вне зоны чрезвычайных ситуаций, вследствие нарушения хозяйственных связей;

списания, как безнадежной, кредиторской задолженности пострадавших от чрезвычайной ситуации предприятий;

компенсации, материальную помощь, пособия и другие единовременные выплаты пострадавшим в зоне чрезвычайной ситуации;

дополнительные расходы, связанные с изменением маршрутов транзитных транспортных потоков на территории зоны чрезвычайной ситуации.

Ущерб упущенной выгоды выражается в недополучении прибыли или ожидаемых результатов в связи со срывом производственных программ, программ развития производства и сферы услуг. Он формируется так же посредством перенаправления финансовых, материальных и трудовых ресурсов из-за изменения структуры спроса, отвлечения всех видов ресурсов на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее последствий.

Затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций подразделяются на затраты по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации и затраты на восстановление пострадавшего населения и объектов экономики.

Затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций включают:

затраты на переброску сил и средств в зону чрезвычайной ситуации;

расход всех видов запасов и резервов;

затраты, связанные с выходом из строя, износом и ремонтом техники, оборудования и снаряжения спасательных формирований;

дополнительные выплаты за участие в ликвидации чрезвычайной ситуации;

затраты на неотложную медицинскую помощь;

затраты, связанные с размещением и жизнеобеспечением пострадавшего населения.

Затраты на восстаовление формируются из следующих элементов:

затраты на медицинскую и психологическую реабилитацию пострадавшего в зоне чрезвычайной ситуации населения;

затраты на санаторно-курортное лечение и психологическую реабилитацию спасателей;

затраты капитального характера, связанные с восстановлением объектов экономики,социальной и транспортной инфраструктуры в зоне чрезвычайной ситуации;

затраты на ремонтные работы на объектах экономики и социальной инфраструктуры.

Следует отметить, что затраты на восстановление в основном осуществляются за счет средств объектов экономики и территорий, средств различных страховых фондов и лишь при их недостаточности – за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ.

Как мы видим экономический ущерб при определенных обстоятельствах может достигать колоссальных размеров. В связи с этим администрации объектов экономики, органы исполнительной власти различных уровней в целях снижения экономического ущерба должны осуществлять мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. В случае их возникновения их функцией является ликвидация чрезвычайной ситуации.

Как и любой другой вид деятельности эта работа не может быть выполнена без привлечения комплекса экономических ресурсов. В связи с этим возникает потребность в экономическом обеспечении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Исходя из этого, под экономическим обеспечением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций понимают комплекс мер, направленных на создание, поддержание в определенном состоянии и использование ресурсов, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Экономическое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций подразделяется на три направления: финансовое, материальное и организационно-экономическое.

Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это покрытие затрат общественных ресурсов (материальных, финансовых, технических, людских, информационных и т.п.) на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством, субъектами федерации, муниципальными образованиями и объектами экономики.

Законом Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” определен порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отнесенных к той или иной категории. В соответствии со статьей 24 Закона, их финансовое обеспечение, осуществляется за счет средств резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Правительства Российской Федерации, правительств и администраций субъектов Российской Федерации, администраций муниципальных образований и объектов экономики. Кроме того, предусмотрено финансирование за счет средств страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности средств резервных фондов соответствующего уровня в установленном Правительством России порядке выделяются средства из резервного фонда вышестоящего уровня.

Для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации предусматривается поддержание на текущем бюджетном счету МЧС России финансового резерва на уровне 5 процентов от установленного в Федеральном бюджете размера резервного фонда Правительства.

Совершенствование фондовой формы финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает создание Внебюджетного фонда промышленной безопасности и отраслевых финансовых резервных фондов.

В условиях экономики рыночного типа одним из важнейших источников возмещения финансовых и материальных затрат по ликвидации чрезвычайных ситуаций и возмещению причиненного вреда должно играть страхование. Однако в настоящее время данная форма финансового обеспечения развита слабо.

В целях совершенствования страховой формы финансового обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций в 1995 году была создана Чрезвычайная страховая компания. Намечается создание фонда взаимного страхования регионов России, установление обязательного государственного страхования рисков потенциально опасных объектов экономики, введение обязательного страхования этих рисков за счет собственных средств потенциально опасных производств.

Одной из форм финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций является предоставление банковских кредитов. Законодательством предусматривается изменение налогооблагаемой базы банковских учреждений, предоставляющих кредиты на указанные цели. Однако, в связи с неустойчивой финансовой ситуацией в стране данная форма пока не нашла широкого применения. В настоящее время подготовлен и находится на рассмотрении в законодательных органах проект Федерального закона “О безопасности в промышленности”, определяющий условия и порядок предоставления подобных кредитов.

В условиях экономики рыночного типа необходимо изыскивать нетрадиционные для России возможности финасового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В связи с этим, в качестве одного из методов финансового обеспечения привлечения инвестиций в реальный сектор экономики в целях снижения опасности производственных аварий и катастроф МЧС России рассматривает государственную поддержку развития лизинговых отношений.

Таким образом, в Российской Федерации сложилась система финансового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоящая из централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов. К первым относятся финансовые ресурсы резервных фондов Правительства России и субъектов федерации, ко вторым – соответствующие фонды муниципальных образований, объектов экономики и страховые фонды.

Важное место в деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций занимает материальное обеспечение. Оно предусматривает создание материальных резервов, включающих продовольствие, аварийно-спасательные средства и инструменты, оборудование, необходимое для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего от чрезвычайных ситуаций населения и т.п.

Указанные резервы создаются в составе государственного резерва (федеральный резерв), запасов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти (ведомственные резервы), резервов субъектов федерации и органов местного самоуправления (местные резервы), запасов предприятий, организаций и учреждений (объектовые резервы). Решение о создании резервов принимают соответствующие органы исполнительной власти. Их создание осуществляется за счет бюджетов соответствующих уровней и средств предприятий, организаций и учреждений.

Потребности в резервах определяются с учетом видов и масштабов прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, размеров потенциального ущерба, природных, экономических и иных особенностей территорий, характера и предполагаемого объема работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Продукция в федеральные и ведомственные резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций поставляется в соответствии с положениями Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”.

Распределяет материальные ресурсы, поступающие из резервов, тот орган, которому они предоставлены. Контроль за распределением и использованием осуществляет орган, создавший материальные резервы. Он же обеспечивает пополнение резервов.

Таким образом, материальное обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного удовлетворения потребностей в материально-технических средствах, необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, жизнеобеспечения персонала органов управления ГОЧС, войск ГО, поисково-спасательных служб и пострадавшего населения.

Материальное обеспечение осуществляется:

1)     службой торговли и питания;

2)     службой материально-технического снабжения;

3)     службой снабжения горючими и смазочными материалами;

4)     службой водоснабжения.

Организационно-экономическое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предполагает комплекс мер, направленных на обеспечение контроля за соблюдением мер безопасности, оценку достаточности и эффективности работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасных промышленных объектах.

Основными формами организационно-экономического обеспечения являются декларирование безопасности объекта экономики, лицензирование опасных видов производственной деятельности и государственная экспертиза.

Декларирование безопасности предполагает обследование предприятия и составление “Декларации безопасности”. В этом документе оцениваются характер и масштабы возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, их опасность для персонала предприятия и населения, комплекс мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Лицензирование осуществляется в целях ограничения доступа к опасным технологиям и производствам. Основанием для выдачи лицензии является заключение государственной экспертизы о соответствии техологии, оборудования и организации производственного процесса требованиям соответствующих стандартов и норм.

Кроме задач, связанных с лицензированием, органы государственной экспертизы проводят проверку планируемых к реализации проектов и технических решений по объектам производственного и социального назначения, которые могут стать источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Экспертизе подлежат градостроительная документация, технико-экономическое обоснование и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений. Для решения этих задач при МЧС России создана Госэкспертиза.

Проведение экспертизы проектов затрудняется недостатками существующей нормативно-правовой и методической базы, отсутствием единого, межведомственного подхода к ее созданию и обновлению. Межведомственные нормы инженерно технических мероприятий, как правило, слабо ориентированы на защиту населения и территорий.

Сформировавшаяся за годы существования РСЧС система экономического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций позволяет органам, уполномоченным решать эти задачи, успешно выполнять свои функции.

 

3. Методы оценки экономического ущерба

 

Рассмотренная в предыдущем вопросе структура экономического ущерба и затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций позволяет построить различные модели оценки экономического ущерба.

Для оценки опасности могут быть использованы экономико-статистический (статистический) метод, метод экспертных оценок и комбинированный метод.

Экономико-статистический метод основан на сборе и обработке статистических данных о воздействии различных факторов чрезвычайной ситуации на элементы объекта оценки. В результате обработки статистических данных строятся уравнения регрессии, характеризующие изменения ущербообразующих признаков в зависимости от значения поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Зная значения указанных факторов, определяют возможный размер натуральных потерь. Умножая показатель потерь в натуральном исчислении на соответствующий стоимостной показатель, рассчитывают величину опасности экономического ущерба.

Метод экспертных оценок применяется при отсутствии массива статистических данных или малой изученности явления, иначе говоря, в условиях неопределенности. Его суть заключается в опросе мнений специалистов, имеющих опыт научных исследований по данной проблеме и практической работы в данной сфере деятельности. Обработка результатов опроса соответствующими методиками позволяет вывести ситуацию из состояния неопределенности и приблизительно оценить опасность экономического ущерба от той или иной чрезвычайной ситуации.

Наиболее точная оценка опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера может быть получена только статистическим методом.

Объективность статистической оценки во многом зависит от уровня детализации объекта оценки, анализа ущербообразующих факторов и наличия репрезентативных данных о соответствующих чрезвычайных ситуациях и их экономических последствиях в прошлом.

Так, например, при оценке опасности экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций предприятия необходимо выделить следующие элементы возможных потерь: здания, сооружения и передаточные устройства, транспортные средства, станки и оборудование, запасы сырья и материалов, готовую продукцию на складах и на производстве, объем производства, персонал предприятия по местам работы и т.п. В свою очередь, каждый элемент необходимо разделить на группы. Например, здания производственного назначения, административные здания, здания социально-культурной сферы, а так же выделить в них деревянные, кирпичные и блочные строения.

При оценке опасности для территории целесообразно выделить такие элементы как объекты материальной культуры, транспортная инфраструктура, линии электропередач, газо- и нефтепроводы, коммунальные сети, сельскохозяйственные и лесные угодья, зеленые насаждения населенных пунктов, водоемы хозяйственного и рекреационного назначения, население как демографический элемент, объем валового регионального продукта и т.п.

По каждому элементу осуществляется статистическая оценка потерь. Итоговый показатель опасности экономического ущерба может быть получен как сумма ожидаемых потерь ущербообразующих элементов. Следует иметь в виду, что данный показатель должен отражать не только стоимость прямых возможных потерь, но и отдаленные потери, связанные с нарушением функционирования соответствующих элементов в последующих циклах воспроизводства.

Поскольку цепочка воспроизводственных циклов стремится к бесконечности, необходимо решить вопрос о разумных пределах числа анализируемых циклов. Расчеты, выполненные в 70-х годах отечественными учеными на основе межотраслевого баланса народного хозяйства, показали, что таким пределом являются пятый-шестой циклы. Последующие циклы дают столь незначительное приращение опасности экономического ущерба, что ими следует пренебречь.

Анализ специальной литературы по проблемам оценки опасности экономического ущерба от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций показывает, что существенных отличий в методологии ее выполнения нет. Различия между ними заключаются в характере поражающих факторов.

На основе рассмотренной структуры совокупного социально-экономического ущерба экономико-статистическую модель его оценки можно представить в виде формулы

            n

Су= å (ki * fi)

           i=1

 

 
 

 


                                                                        ,

 

 

 

где Су – совокупный социально-экономический ущерб от чрезвычайной ситуации;

ki – частный коэффициент ущерба для i-го элемента;

fi – статистический вес, характеризующий значимость i-го элемента в экономике региона или иного субъекта хозяйствования.

В качестве частных коэффициентов принимается доля разрушений и повреждений (потерь) соответствующего элемента ущерба.

В качестве статистического веса может быть использована среднегодовая стоимость i-го элемента.

Частный коэффициент ущерба каждого элемента ущерба расчитывается на основе средневзвешенной величины. Математическая формула модели расчета частного коэффициента имеет следующий вид:


            n

        å (kj * fj)

           j=1

ki = –––––––––

                    n

             å fj

                 j=1

 

 
 

 

 

 


                                                              ,

 

 

 

 

 

где kj – частный коэффициент ущерба для j-ой группы объектов i-го элемента;

fj – статистический вес, характеризующий значимость j-ой группы объектов i-го элемента ущерба в экономике региона или иного субъекта хозяйствования.

В качестве частных коэффициентов принимается доля разрушений и повреждений (потерь) соответствующей группы объектов.

В качестве статистического веса может быть использована среднегодовая балансовая стоимость j-ой группы объектов за вычетом амортизационных отчислений. В условиях экономики рыночного типа для расчета fj может быть использована сложившаяся на момент чрезвычайной ситуации рыночная цена на ту или иную группу объектов.

Применение указанной процедуры вызвано определенной внутренней неоднородностью элементов ущерба.

Например, основные производственные фонды предприятия включают такие группы объектов, как производственные земельные участки, здания, здания вспомогательного производства, станки и оборудование производственных цехов, производственные сооружения и передаточные устройства, автомобили различного назначения зеленые насаждения и т.п.

На отдельных предприятиях в число основных производственных фондов могут входить права собственности и равные им другие имущественные права, мебель и вычислительная техника, различные радиотехнические устройства и электротехнические установки. Мы назвали только некоторые группы основных производственных фондов, но и такое их краткое перечисление подтверждает необходимость дифференцированного подхода к их рассмотрению.

Экономической предпосылкой такого подхода является установление для каждой из групп индивидуальной нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов. Естественно, что сумма начисленных амортизационных отчислений не должна включаться в общую сумму экономического ущерба.

В то же время, существуют элементы ущерба, по которым не происходит начисление амортизационных отчислений, например,– трудовые ресурсы.

С технической точки зрения, рассматриваемый подход базируется на различной восприимчивости объектов одного и того же элемента к воздействию поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Одним из преимуществ рассматриваемого подхода является доступность информации, необходимой для выполнения расчетов. Она берется из документов бухгалтерского учета и отчетности. Соответствующие данные могут быть получены в органах государственной статистики и в структурах российского страхового фонда документации. Важное значение имеет и простота выполнения оценки экономического ущерба с помощью данной модели.

На основе данной модели могут быть созданы более сложные экономико-статистические модели совокупного социально-экономического ущерба или экономического ущерба конкретным объектам экономики.

В качестве примера рассмотрим реально существующую методику оценки экономического ущерба основным производственным фондам от волны прорыва напорного фронта гидроузла.

Основными факторами воздействия волны прорыва на различные объекты являются уровень воды и скорость течения в месте расположения объекта.

В зоне воздействия волны прорыва, как правило, находятся различные по характеру объекты: промышленные предприятия, здания и сооружения жилищно-коммунальной сферы, мосты, дороги, линии электропередач и т.п.

Все они, в зависимости от конструктивных особенностей, имеют различную устойчивость к воздействию факторов волны прорыва. В соответствии с разработанной сотрудниками внии ГОЧС методикой, максимальная глубина потока вблизи объекта рассчитывается по формуле

 

hmax = Zmax – Zm

 
 

 


                                                                               ,

 

 

где    hmax – максимальная глубина потока вблизи объекта;

Zmax – отметка максимального затопления в месте расположения объекта;

Zm – отметка основания расположения объекта.

Максимальная скорость течения потока (Vmax) вблизи объекта определяется по формуле

 

 

 

 


                                                                                             ,

 

 

 

где    Y –коэффициент максимальной скорости потока вблизи объекта (выбирается из таблиц);

g – ускорение свободного падения;

H – высота плотины;

β – коэффициент, характеризующий тип реки, в зависимости от характера дна и конфигурации поперечного сечения русла.

Степень повреждений объектов во многом зависит от их удаленности от аварийного гидросооружения, что обусловлено изменением глубины и скорости потока по мере удаления от гидросооружения.

По данному признаку выделяют следующие участки зоны воздействия волны прорывного фронта.

Первый – характеризуется протяженностью 6 – 12 километров, высотой волны – в нескольких метров, скоростью потока – 30 и более километров в час. Время прохождения волны – 30 минут.

Второй участок характеризуется скоростью течения от 15 до 20 километров в час, протяженностью от 15 до 20 километров и временем прохождения волны от 50 до 60 минут.

Третий участок характеризуется скоростью потока от 10 до 15 километров в час, протяженностью от 30 до 50 километров и временем прохождения волны 2 – 3 часа.

Четвертый участок характеризуется скоростью потока от 6 до 10 километров в час, протяженностью от 36 до 70 километров от и временем прохождения волны от 4 до 7 часов.

Приведем параметры потока, вызывающие разрушение различных объектов основных производственных фондов в сводной таблице, составленной из фрагментов расчетных таблиц методики (таблица 1).

Степень разрушений основных производственных фондов определяется по таблицам, представленным в методике. Входными параметрами в таблицы являются: тип объекта основных производственных фондов; значение максимальной скорости потока вблизи объекта; значение максимальной глубины потока в месте расположения объекта.


Таблица 1

Параметры потока, вызывающие разрушение различных объектов основных производственных фондов[10]

 

Наименование объекта основных производственных фондов

Полное

и сильное разрушение

Среднее разрушение

Слабое разрушение

Hmax

м

Vmax

м/сек.

Hmax

М

Vmax

м/сек.

Hmax

м

Vmax

м/сек.

Промышленные здания с легким металлическим каркасом и здания бескаркасной постройки

5

2,5

3,5

2

2

1,5

Промышленные здания с тяжелым металлическим или железобетонным каркасом

7,5

4

6

3

3

1,5

Станочное оборудование

3

2

2

2

1

1

Оборудование химических

и электротехнических цехов и лабораторий

4

1,5

2

1,5

1

1

Трансформаторные подстанции

5

2

4

2

2

1

Автомашины

2

2

1,5

1,5

1

1

Мостовой перегружатель грузоподъемностью

16 т

10

9

6

4

2

2

 

В рассматриваемой методике устанавливаются три уровня разрушений:

1)     полное и сильное разрушение: материальные потери при полном разрушении составляют 1 или 100 процентов, при сильном – от 0,6 до 1 (60-100 процентов).

2)     среднее разрушение: материальные потери – от 0,2 до 0,6 (20-60 процентов).

3)     слабое разрушение: материальные потери – в пределах 0,2 или 20 процентов.

Применяя на практике рассмотренную нами выше методику, мы получаем возможность прогнозирования потенциального экономического ущерба основным производственным фондам предприятий, находящихся в зоне воздейтвия волны прорыва при аварии на гидроузлах.

Производя оценку экономического ущерба основным производственным фондам предприятий, нельзя забывать о том, что само гидротехническое сооружение, авария на котором привела к чрезвычайной ситуации, так же входит в состав основных производственных фондов территории, региона и страны. Причем, восстановление гидротехнического сооружения, даже при незначительных разрушениях, потребуют значительных затрат финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

В качестве макроэкономической модели оценки экономического ущерба от чрезвычайной ситуации, вызванной аварией на гидротехническом сооружении, применяется методика, в основу которой положена методика оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, разработанная под руководством Семененко Б.А.

В математическом виде данная модель имеет следующий вид.

 

U= Uz+ Ug + Us+ Ul+ Up

 

 
 

 

 

 

 

 

 


В соответствии с ней, комплекный экономический ущерб на макро уровне от аварий на гидротехнических сооружениях состоит из суммы реципиентных (частных) ущербов в связи с нанесением вреда здоровью населения (Uz), жилищно-коммунальному хозяйству (Ug), сельскому хозяйству (Us), лесным угодьям (Ul) и основным фондам промышленности (Up).

Недостаток приведенной методики заключается в том, что для оценки элементов комплексного ущерба необходимо вводить множество поправок, коэффициентов, ограничений, которые могут быть выявлены только на основе обширного анализа имевших место аварий на гидротехнических сооружениях в различных регионах и странах мира.

Анализ рассмотренных нами методики оценки опасности экономического ущерба и непосредственно экономического ущерба показывает, что все они обладают существенными недостатками и не позволяют оперативно использовать их результаты.

В этих условиях высшие учебные заведения должны разъяснять студентам, проходящим обучение по различным специальностям, важность разрешения данной проблемы. Ее решение требует объединения усилий различных специалистов: гуманитарного, экономического и технического профилей. Представляется важным привлечь к решению этой проблемы молодое поколение специалистов. Начало этой работе может быть положено в рамках научной работы студентов, ведущейся при соответствующих кафедрах вузов.

 

Заключение

 

Рассмотренный в лекции материал позволяет сделать следующие основные выводы:

1)           экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера носит системный характер;

2)           с точки зрения обеспечения надежной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций его следует рассматривать как совокупный социально-экономический ущерб;

3)           учет возможного совокупного социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций исполнительными органами муниципальных образований, субъектов федерации и государства при разработке прогнозов социально-экономического развития способствует обеспечению макроэкономического роста;

4)           максимально полный учет опасности экономического ущерба администрацией объектов экономики содействует реализации стратегических целей развития предприятий;

5)           экономическая политика органов управления различных уровней, построенная с учетом опасности возникновения социально-экономического ущерба, позволяет снизить уровень негативных экономических и социальных последствий чрезвычайных ситуаций;

6)           в целях совершенствования методической базы оценки возможных и реальных экономических последствий чрезвычайных ситуаций нацеливать научную работу студентов на решение данной задачи.

 


Приложение

 

Нормативные акты,

регламентирующие финансовое обеспечение мероприятий

по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

1.     Постановление Правительства от 13 мая 1997 года “О порядке выделения средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий”;

2.     Инструкция об учете и отчетности за использованием финансовых средств на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденная МЧС, Минфином и Мин экономики России от 5 мая 1994 года;

3.     Постановление Правительства России от 10 ноября 1996 года “О порядке создания и использования резервного фонда материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

4.     Соответствующие нормативные документы имеются на уровне субъектов федерации и муниципальных образований.

 


 



[1] Брюс Дж. Решающий год Международной декады по уменьшению опасности стихийных бедствий// Остановить катастрофы.–1994.–№ 1(17).– С.11.

[2] Шойгу С.К. Основы государственного регулирования мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности России.– М.: Издательско-полиграфический комплекс РЭФИА, 1997. – С. 7.

[3][3] Giardini D. The geological input in the practice ofseismic hazard assessment: the Kobe lessons// Active faulting studies for seismic hazard assessment (Extended Abstracts)/ International school of Solid Earth geophysics. 1995/ Instituto Nazionale di Geofisica. Italy. P. 79.

[4] Макеев В., Михайлов А., Стражиц Д. Классификация чрезвычайных ситуаций// Гражданская защита.–1996.–№ 1.–С. 86-89. Макеев В., Михайлов А., Стражиц Д. Классификация чрезвычайных ситуаций// Гражданская защита.–1996.–№ 1.–С. 86.

[5] Халдеев В.П. Расчет ущерба, наносимого сельскому хозяйству выбросами в атмосферу химическим комбинатом//Растения и промышленная среда. – Киев: Наукова думка, 1971. – С.116–120.

[6] Блехцин И.Я., Минеев В.А. Производительные силы СССР и окружающая среда: (проблемы и опыт исследования). – М.: Мысль, 1981. – С.214.

[7] Блехцин Л.А., Миленина Л.Я., Серов А.М. и др. Планирование и стимулирование рационального природопользования/. Киев: Наукова думка, 1982. – 252.

[8] Кофф Г.Л., Гусев А.А., Воробьев Ю.Л., Козьменко С.Н. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций.– М.: Издательско-полиграфический комплекс РЭФИА, 1997.– С. 145.

[9] Социалистическое природопользование: Экономические и социальные аспекты/ Под ред. Н.Н.Некрасова, Е.В.Матвеева. – М.: Экономика; София: Партиздат, 1980.

[10] Сводная таблица. Составлено по: Филатов Ю.А., Сумина И.В. Методика прогнозирования гидравлических последствий разрушения плотин водохранилищ.– М.: ВНИИ ГОЧС, 1996.




Переход в
Начало документа
На главную
Гостевая книга
Александр Гасанов